Шесть лет прошло! 23 апреля 2015 года ты был еще жив...
Кем ты был для меня?
Клиентом, прилетавшим на Крит с семьей для летнего отпуска. А остался другом и примером в памяти, в душе, в сердце навсегда. И не только у меня: тебя помнят и ставят свечи за упокой твоей души и за здравие твоих родных те критяне, которым довелось узнать тебя: ты был как Ксеркс - молод, красив, образован, умён, богат, великодушен и щедр...
Родился осенью 28 ноября, ушёл весной 25 апреля. Возмутительно мал промежуток между годами: 1978 – 2015.
«Смерть самых лучших намечает –
И дёргает по одному... » - как это о тебе!
По одной фразе , одному имени или дате мы понимали, о чем идет речь, и наши экскурсии превращались в дискусси, которые стойко слушали твоя супруга и мальчики.
Я часто говорю с тобой, вот и сегодня хочется наговориться. И первый раз на ты.
Помнишь, как в один из дней что – то случилось с вертолётом, и мы перенесли полёт на Санторини, а чтобы не терять экскурсионный день, ты предложил куда – нибудь поехать. И мы отправились в Элунду на рыбалку. Помнишь, у меня в машине фоном звучала какая – то музыка, и в один момент Оля, твоя жена, попросила включить погромче и повторить ещё раз, потому что это была Ваша с ней любимая песня Дениса Майданова «Вечная любовь»:
И, глядя ангелом с неба на землю....
Вы были тогда такими молодыми, влюблёнными друг в друга, и Сашка был совсем маленький, помнишь, он всё пел в ресторане.
Может, ты чувствовал, что скоро уйдёшь? И настоятельница Хрисостомия (Златоустия) в монастыре Святого Михаила Архангела в Неаполе, куда заехали по пути, на мои слова, что мы здесь сегодня случайно, ответила - Нет, не случайно...
Ах, Антон, как хочется рассказать тебе о новых прочитанных книгах, как хочется узнать твоё мнение, поспорить , с чем -то согласиться, а что – то опровергнуть – как это ценно в беседах!
Помнишь, мы спорили об огнепоклонниках, о Заратуштре... Помнишь, как ты на несколько недель ушёл в чтение книг Александра Меня, а потом позвонил восторженный, как неофит, благодарил меня за то, что я открыла его трактаты для тебя, а вселенную благодарил за нашу случайную встречу. А тебе рассказала, что для меня Александра Меня открыли мои ранее клиенты, а теперь друзья Леонид и Света - твои земляки. Я благодарю вселенную за общение с Вами, дорогие! Как у Коэльо, помнишь? - «человек – это целый мир». А помнишь, Антон, водителя « в образе»? Вот смеялись тогда! Знаю, что помнишь.
Антон, уже без тебя я прочитала много книг, в том числе все работы Захарии Ситчин. Мне иногда снится, что мы с тобой обсуждаем его теорию, ищем доказательства и опровержения, спорим и даже ругаемся.
А еще ты сказал как - то, что хочешь в совершенстве овладеть украинским языком. И я прислушалась к нему, и каким красивым и мелодичным он предстал передо мной!
А помнишь, как в Монастыре Святого Пантелеймона в Фоделе ты заказал мощевик для честной руки Святого? До этого святыня хранилась под спудом, и не было доступа к ней паломникам. А тебе в ответ благодарный настоятель подарил икону Святого Антония – копию знаменитой работы Дамаскина, выполненную благословенной рукой иконописца Эвсевии? Знаешь, она сейчас признана лучшей среди иконописцев Крита, причем признана и поклонниками, и завистниками. Ну ты знаешь сам, что жалость раздают бесплатно, а зависть надо заслужить. Помню, как оформляла документы на вывоз иконы из Греции в Управлении византийских ценностей. По всему миру уже разлетаются её письма иконы.
Помню, как незадолго до твоего ухода мне позвонила Оля, твоя супруга: С иконой беда, свеча на молельном столике склонилась к иконе, и вот что произошло :
Я скептически отношусь к мистике. В день твоего ухода я была в России.
25 апреля 2015 года был у меня радостный день - день свадьбы моей дочери Викуши и Андрюши. Вернувшись в Грецию 27 апреля, я увидела на греческом номере несколько неотвеченных звонков от твоей супруги. Перезвонила. И Оля рассказала, как ты улетал в Египет. Это было перед запланированным полётом в ущелье Святой Ирины на Крите и перед восхождением на одну из вершин Тибета. Как ты у себя в самолёте смотрел фильм о восхождении. А потом прервал просмотр и стал говорить о том, как ты счастлив, как хотел бы сделать счастливым весь мир...
А потом безжалостные строчки газет: « Антон Клименко погиб в Египте. Он неудачно прыгнул в бассейн рядом с собственным номером, поскользнулся и ударился головой». И Олины слова: Оля, это икона предупреждала... .
Верить не хотелось, да я и сейчас не верю... Какой бассейн, какой вышел покурить, где была охрана? Помнишь, Антон, мы планировали поездку на Афон, но ты сказал, что ещё не готов: там курить нельзя, надо бросить, а пока не получается, значит рано ещё. А там, как Господь управит – говорил ты. Знай, и на Афоне горит Твоя Свеча.
Знаю, что знаешь.
Икону Оля передала мне, её отреставрировала Эвсевия, и я отвезла её в Монастырь, где она и находится в алтаре. А рядом подаренный тобой драгоценный мощевик.
Прошли годы. Обычное письмо на почте. Письмо – заявка на аренду виллы.
Обсуждали варианты долго, очень долго, и, когда выбор был сделан и пришло время оформлять документы, я просила назвать фамилию, на кого выписывать счёт.
- Клименко.
- А Вы знаете Антона?
И тут в офисе раздался звонок, и мы уже плакали вместе: это была Лена, мама твоего крестника Антона, тоже крещённого Антоном. Лена не знала о том, что и здесь, на Крите, в Монастыре Святого Пантелеймона есть пристанище у твоей души.
Мы вместе ездили в монастырь проведать тебя.
Лена рассказала, как собиралась на Крит, как ей советовали агентов для организации отпуска, как совершенно инстинктивно она, супруга министра, ну бывшая супруга бывшего министра, выбрала меня случайно в интернете. Коллеги знают, что такого почти не бывает, что не бывает бывших министров и бывших жен министров, что их отпуском занимаются уполномоченные люди, и что партнеров и агентов выбирают по рекомендации.
Спасибо тебе, Антон, ты привёл ко мне человека, для которого ты тоже был и останешься на всю жизнь дорогим. Мы много говорили о тебе. Говорили восторженно и с удовольствием: у нас нет повода тебе льстить. И плакали, слушая написанную для тебя Майдановым песню Брат. Эту песню заказал в твою честь твой младший брат, бывший муж Лены и отец твоего крестника Антона. Спасибо Вам, Александр, Вы настоящий Брат.
И теперь не только на Валааме, в Донецке, Киеве и Москве горит свеча памяти, но и здесь, в Греции. И мы будем стараться быть достойными тебя. Антон, Сашка, Артём, все.. И наш Антошка, и Анна - Мария, и Оливия.
Помнишь, мы собирались зимой в пещеру Святого Антония на юге Крита? На Крите любят это имя и очень почитают Святого Антония. Антонием осенью после твоего ухода мы крестили и моего внука. Не в твою честь, конечно, в честь греческого деда - Антониоса, так на Крите принято. Но я рада, что он носит твоё имя, и расскажу ему о тебе, когда подрастёт. А у Вики и Андрея, что поженились в день твоего ухода, родилась Оливия. (Предвидела твой вопрос об Оливии). Ей скоро исполнится 5 лет. Счастья Вам, дети!
P.S
Я экскурсовод и директор туристической компании - то есть обслуживающий персонал. Да, работаю с гостями «из телевизора». Помню про барское крыльцо у Некрасова и не называю имён своих клиентов другим. Сейчас сознательно нарушаю правило.
«Боже, Господь Милосердный, вспоминая годовщину смерти сына Твоего Антония, прошу Тебя, удостой его места в царствии Твоём, даруй благословенный покой и введи в сияние Славы Твоей. Дай ему, Господи, в райском селении вечную радость, вечный покой...»
Ольга Подлужная